Областное казенное учреждение
«Центр обработки вызовов системы «112» Липецкой области»

История системы «112»

Из истории системы «112»

Часть I. Американская и европейская системы экстренных вызовов.

Прообразом системы «112» стала служба спасения «911», организованная в г. Халивилл штата Алабама (США). Кстати, в США идея создать универсальный номер помощи появилась ещё в далеком 1957 году, когда национальная Ассоциация пожарных предложила создать и использовать единый номер на территории всей Америки. В 1968 году Федеральная комиссия по коммуникациям передала компании AT&T заказ на создание универсального телефонного номера, который объединял бы пожарные, полицейские, медицинские службы и был доступен всем жителям США. AT&T избрала номер 911, потому что легко запоминался и его можно довольно быстро набрать.

16 февраля 1968 года совершен первый звонок по номеру «911». Телефон, с которого ответили на первый в США экстренный вызов, находится в музее в городе Халивилл, а его копия до сих пор используется в местном полицейском участке. На самый первый звонок службе реагировать не пришлось, ведь он был осуществлен конгрессменом Томасом Бевиллом из соседнего полицейского участка с целью проверки связи, и в ответ ему требовалось лишь послать сигнальное слово: «Привет!».

Каждый год в Халивилле – в городе, положившем начало «911», проводится фестиваль, посвященный сотрудникам медицинских, пожарных и правоохранительных служб. Сейчас в США существует более 6 тыс. диспетчерских центров, принимающих звонки на номер 911.

Единый номер телефона большинства европейских стран мира, по которому надо звонить в экстренных случаях, номер «112».

Он появился по инициативе Швеции и по решению Совета Европы от 29 июля 1991 года, а в 1998 году европейские страны подписали соответствующее телекоммуникационное соглашение.

Для популяризации службы «112» среди жителей и гостей стран Евросоюза, был создан специальный сайт SOS112. info. На этом сайте можно получить практически любую необходимую информацию о том, как работает данная Служба и какие у нее есть возможности. Кроме того, создана Европейская ассоциация по вопросам чрезвычайного номера «112» которая постоянно проводит анализ работы национальных систем общественной безопасности. И если в первые годы основными вопросами анализа была просто известность единого номера «112», то в настоящее время проводится оценка эффективности его работы.

В каждой стране есть свои особенности работы единого номера и особенности действий экстренных служб, разные временные нормативы ответа на вызов и собственно реагирования, на каком языке вас быстрее поймут, какие случаи являются экстренными и требуют немедленного реагирования, а по каким вопросам необходимо обращаться в другие информационные службы. Так, в Чехии, Испании, Великобритании ответ на звонок должен последовать в течение 20 секунд, в Нидерландах и Финляндии – 10 секунд, но в основном это все-таки 8 секунд.

В некоторых странах Евросоюза операторы могут общаться на различных языках, и практически во всех странах обратиться за помощью можно на английском. Также возможно общение и на русском языке, если вы звоните из наиболее популярных туристических стран.

Во многих странах, в том числе и в России, разговор по номеру «112» возможен даже в том случае, если в мобильном телефоне отсутствует SIM-карта, не введен код или включен режим блокировки. Однако и здесь есть исключения – это Германия, Бельгия и некоторые регионы Италии, Румынии, Швейцарии, Великобритании и Кипра. Главная причина, по которой было принято такое решение - частые ложные вызовы.

В системе обеспечения общественной безопасности человеческий фактор - вещь, без сомнения, важная. Но и техническую составляющую отодвигать на второй план не стоит. Созданная в 1972 г. служба «SOS Alarm» на первых порах пользовалась единым аварийным номером, действовавшим на всей территории королевства — 90000. В дополнение к этому все 250 локальных центров оповещения о тревоге имели собственные, причем далеко не всегда удобные для запоминания телефонные номера. Путаница и накладки при такой «раздробленности» были неизбежны. Переломить ситуацию удалось благодаря принятию на вооружение разработанной компанией «Эрикссон» системы «CoordCom», и введению в связи с этим единого трехзначного номера службы «SOS Alarm» - 112.

Коммуникационный центр общественной безопасности CoordCom - система в своем роде уникальная. Главный ее плюс - возможность объединять вчерашние и сегодняшние стандарты радиопередачи,

телефонии, прочих каналов обмена информацией. Директор по решениям для обеспечения безопасности «Эрикссон» Кент Халлинг считает, что в XXI в. для профессионалов, чья работа - спасать попавших в беду людей, как никогда важен фактор времени. «В критической ситуации именно первые минуты решают если не все, то очень многое, - рассуждает он. - Крылатая фраза «время - деньги» устарела. Сегодня время - это, в первую очередь, человеческие жизни».

Особенности работы шведской службы «SOS Alarm» - это то, что вызов (сообщение о происшествии) обрабатывают одновременно два специалиста-оператора центра приема вызовов и у них есть полномочия непосредственно и самостоятельно управлять силами и средствами реагирования, то есть все экстренные службы частично передали им свои полномочия в соответствии с типами происшествий.

Часть II. Российская система-112.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» в России в качестве единого номера определен европейский номер «112». В постановлении установлен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех ранее действовавших экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы), и двух новых служб - «Антитеррор» и «Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях». В соответствии с требованиями данного постановления был проведен комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб (ДДС) для создания возможности приема и обработки вызовов от населения в адрес всех существующих и создаваемых экстренных оперативных служб.

Часть III. Создание «112» в Липецкой области.

Липецкая область в числе первых в Российской Федерации приступила к созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010 № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112» администрацией Липецкой области принято решение о создании Системы - 112 на территории региона.

На сегодняшний день в составе Системы-112 Липецкой области функционируют два центра обработки вызовов, расположенных в областном центре, а в городах Липецк, Елец и 18 муниципальных районах к ней подключены единые дежурно-диспетчерские службы, а также службы пожарной охраны и реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, «Антитеррор», ЦУКC ГУ МЧС России по Липецкой области, аварийные службы газовой сети.

Система-112 Липецкой области является территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой с децентрализованной схемой приема и обработки вызовов, то есть при наборе номера «112» сначала определяется географическое положение телефона, с которого был совершен вызов, далее звонок направляется оператору Системы-112 единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования. Она состоит из следующих основных подсистем: телекоммуникационная; информационно-коммуникационная; консультативного обслуживания; геоинформационная; мониторинга и обеспечения информационной безопасности.

Сегодня на номер «112» можно позвонить из любой точки нашей области и вызов будет принят.

В центре обработки вызовов имеется возможность лингвистической поддержки абонентов, операторы-112 могут принять и обработать вызов не только на русском, но и на английском, немецком, французском и испанском языках.

Существует возможность оказания круглосуточной психологической поддержки абонентов, обратившихся по номеру «112».

(При подготовке материалов использованы статьи авторов И. Маурина и Р. Шкурлатова,
а также информация, полученная на сайтах www.aif.ru, joyous-life.ru, vseznaesh.ru, oficery.ru;
фото о швецкой системе «112» Р. Шкурлатова)