Областное казенное учреждение
«Центр обработки вызовов системы «112» Липецкой области»

Новости

29 августа 2019

В ПЕРВЫЙ КЛАСС БЕЗ СТРАХОВ (советы психолога)

В ПЕРВЫЙ КЛАСС БЕЗ СТРАХОВ (советы психолога)

Почти каждый родитель сталкивался с тем, что ребенок боялся, отказывался или не очень хотел идти в школу. Особенно актуальна эта проблема для родителей первоклассников.

Дети очень чувствительны к переменам и волнение перед таким важным событием является абсолютно нормальным! Но помните, если вы замечаете, что страх ребенка слишком сильный или же он открыто говорит вам, что не пойдет в школу - ему срочно нужна помощь.

Помните, когда ребенку страшно, то и родителям плохо. Ни в кое случае нельзя злиться на ребенка за то, что он боится. Ребенок, чувствуя, что мы им недовольны, пугается еще больше: мало того, что страшно, так еще и родитель отвергает, отталкивает, отказывает в поддержке. Так у детей формируются неврозы и фобии.

Боятся – нормально! Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто сумел преодолеть свой страх.

Покажите ребенку, что вы понимаете и признаете его страх, но при этом верите, что он сможет его преодолеть. И не забудьте искренне восхититься своим героем, когда это случиться. Ведь это действительно большая победа! Однако больше всего дети бояться, когда родители ссорятся. Берегите свою семью, свои отношения, добрую погоду в доме, и Ваши дети будут идти по жизни уверенно, а не только в первый класс!

Что можем сделать мы – родители, чтобы помочь ему преодолеть страхи, правильно поступить в сложных ситуациях, с которыми он может столкнуться в повседневной школьной жизни и избежать опасности?

  • Когда дети идут в школу впервые, стоит настроить их на положительные эмоции. Поделитесь своими радостными воспоминаниями о том, как весело и интересно Вам было в школе. Но помните, рассказы о трудностях и строгих учителях только усилят тревогу.
  • Посмотрите вместе фильмы и мультфильмы о школе, это поможет будущему первокласснику лучше понять, что такое школа, к тому же уменьшит его страх. Например, мы предлагаем такие замечательные фильмы для детей и взрослых, как «Утро без отметок» (1983 г., реж. В Мартынов), «Первоклассница» (1948 г., реж. И. Фрэз), «Внимание, черепаха!» (1969 г., реж. Р. Быков), «Солнце в кармане» (1984 г., реж. Э. Гаврилов), «Капля в море» (1973 г., реж. Я. Сегель), «Вот и лето прошло» (1972 г., реж. А. Игишев), «Дневник мамы первоклассника» (2014 г., реж. А Силкин) и др.
    Если после просмотров фильмов Вы замечаете, что волнение ребенка не уменьшилось, обсудите его страхи.
  • Очень часто дети бояться долгой разлуки с родителями. В таком случае стоит объяснить, что в школе они будут всего несколько часов, а дома их всегда будут ждать. Так же, если этого не запрещают правила школы, Вы можете дать им с собой телефон, чтобы они звонили Вам, когда почувствуют себя одиноко. Сначала такие звонки могут быть частыми, но пройдет время и страх уйдет.
  • В случае, если ребенок боится, что не найдет друзей, подумайте вместе, чем он может заинтересовать других ребят, что сможет рассказать о себе. Это придаст ему уверенности.
  • Самым распространенным у первоклассников является страх плохих оценок. Поговорите с ребенком о том, что вы будете его любить независимо от оценок, а «двойка» всего лишь знак того, на что стоит обратить внимание.
  • Если пугает не школа, а возможность потеряться по пути в школу или домой, проведите его несколько раз по необходимому маршруту.
  • Если ребенок потерялся, то он должен знать пять самых важных правила поведения в таком случае:
  1. Прося помощи у взрослых, помни, что это должен быть человек в форме, охранник, работник ближайшего магазина, на улице – сотрудник полиции или женщина, лучше с ребенком. Скажи им, что ты потерялся, и как тебя зовут.
  2. Если у тебя есть мобильный телефон или «умные часы», то немедленно звони родителям, или любому взрослому члену семьи (бабушке, дедушке, старшей сестре или брату), которому сумеешь дозвониться и сообщи, что произошло и где ты находишься. После чего стой на месте и никуда не уходи!
    Поэтому важно знать телефонные номера родителей. Адрес тоже нужно знать наизусть!
    Если у ребенка нет своего средства связи и ему кто-то из взрослых предоставит свой телефон и наберет Ваш номер, пусть ребёнок сначала спросит у Вас кодовое слово, которое Вы заранее придумаете с ним, и только после того, как Вы его произнесете, сообщает любую информацию о себе.  
  3. Если ты не дозвонился родителям, или на счету нет денег, или в телефоне отсутствует сим-карта, звони по единому номеру экстренных вызовов «112». Говори четко и внятно: «Мне семь лет. Я потерялся. Помогите! Меня зовут…, фамилия…мой адрес… телефон мамы (папы)…».
    Специалист системы «112» определит район возможного местонахождения потерявшегося ребенка, даже если он не знает, где находится. Оповестит о происшествии специалистов необходимых экстренных служб, уточнит контактные данные родителей и постарается связаться с ними. Окажет психологическую поддержку ребенку, и будет оставаться с ним на линии до момента прибытия взрослых.
  4. Помоги взрослым – стой на месте как «вкопанный»! Помни главное: «Ребенок стоит, взрослый ищет!»
    Очень важно научить ребенка тому, что если он обратился за помощью к чужому человеку, он всё равно должен оставаться на месте, что бы тот ни предлагал. На любые предложения он должен отвечать: «НЕТ! Я БУДУ СТОЯТЬ И ЖДАТЬ МАМУ!»

 

Удачи Вам в учебе и хороших оценок в дневнике!

 

(при подготовке статьи в том числе использованы материалы книги семейного психолога Л.В. Петрановской «Что делать, если…», рекомендации поисково-спасательной организации «Лиза Алерт» и рисунок победительницы конкурса «Система-112 глазами детей» Кровопусковой Миланы, 6 лет, г. Липецк)